Басов Сергей Леонидович (serg_basoff) wrote,
Басов Сергей Леонидович
serg_basoff

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. продолжение

Мне понравилась лингвистика Владимира Беликова - русская идея это слово из трех букв J: «Понятия очень широкие и на первый взгляд (но только на первый взгляд!) совершенно разные объединены у нас (и только у нас!) в коротком слове – ключевом слове русского языка, в ключевом ЕДИНОМ понятии русского разума: МИР = планета + отсутствие войны + община + вообще вся жизнь за исключением церковной.

Одни народы так умиляются правами личности, что готовы разбомбить Югославию, Ирак… Другие настойчиво стремятся превратить государство в разновидность религиозной секты. А нам нужен МИР = нам нужна всемирная светская община без войн! Таково завещание наших предков, и это завещание мы вольно или невольно передаем и следующим поколениям. Например, когда говорим сыну или дочери, внуку или внучке: «Сегодня пойдем в «Детский мир».

ТАКАЯ национальная идея не только не противоречит принципам интернационализма, но и прямо требует их выдвижения и развития. Она не в бровь, а в глаз бьет по клерикально-конфессиональствующим кликушам «войны цивилизаций» вроде С.Хантингтона, а также по согласным с ними русским.

Как видим, фундамент понимания нации оказался заложенным настолько удачно, что на нем уже и выросли стены: геоистория как синтез истории и географии, достижения современного языкознания, глубокие исследования психического склада (характеров) разных народов. Нам в начале двадцать первого века остается только подвести эти различные постройки под общий свод и тем самым завершить начатое сто лет назад построение патриотизма как целостного, стройного и объективного УЧЕНИЯ. С ним можно существенно пополнить свои ряды за счет читающих и мыслящих россиян и уже не бояться никаких союзов, так как в этом случае вхождение в любой союз будет значить обретение постоянного или временного союзника, а не потерю своего лица.

И пусть великое русское слово-завещание «МИР» сопроводит тех, кто станет разрабатывать теорию нового МИРОпорядка, ради которого стоит жить и бороться».

Эта мысль в правильном направлении. Но сегодняшняя действительность сформулирована верно А.Н.Севастьяновым: «Что такое национальная идея? Это такая идея, которая задает оптимальное направление развитию страны и нации на обозримую перспективу. Если такая идея есть, то общество становится хозяином своей судьбы, оно целенаправленно строит ее. И в рамках этого строительства обретает свою осмысленную судьбу каждая отдельная личность. Но если такой идеи нет, общество деструктурируется, оно пребывает в аморфном, атомизированном состоянии, где каждый человечек-атом предоставлен лишь самому себе и своей участи, а страна и нация в целом оказываются, лишены осмысленного поведения и перестают планировать лучшее будущее и добиваться его. Что мы и видим в России последних полутора десятилетий».

Что характерно, мыслители довольно разных мировозренний часто приходят к похожим выводам, размышляя на эту тему.

Диссонансом звучат идеи откровенных фашистов:

С.Пыхтин, «...русская национальная идея должна создать качественно новый человеческий материал, избавив русского человека от всех форм смирения, созерцательности, непротивления и пассивности. Она должна превратить каждого русского в сгусток неиссякаемой энергии, жаждущий всесторонней, непрерывной деятельной экспансии, повсеместно утверждающей справедливость, правду и порядок.

...Русская идея в виде господствующей идеологии государственной власти в России превратит ее, таким образом, в русскую национальную власть, в руководящий орган, последовательно и планомерно реализующий волю русской нации. Современному русскому сознанию... должна быть чужда философия мирного сосуществования, ...политическая стратегия по возрождению России не может быть не чем иным, как реализацией политики империализма. Признания заслуживает лишь такой мир, который является результатом, продолжением и подтверждением русской победы» (Пыхтин С.П. Русская национальная идея и современность).

Это не остается незамеченным у тех, кто действительно ищет ответ на наболевшие вопросы: Михаил Мищенко, «Зеркало недели» 24.01.2004 «Миф 21 века»:

«Последний тезис — фактически манифест современной российской концепции «управляемой демократии». С другой стороны, «государство, лишающее граждан повода для активности, или эта активность остается в русле государственной политики», очень уж напоминает тоталитарное государство типа СССР или нацистской Германии, когда социальная активность состояла в акциях поддержки «политики Партии и Правительства». То же касается и «государственного управления мифами». Собственно, в этом направлении развивается информационная политика современной российской власти, которая практически не оставила в российском эфире неподконтрольных ей телеканалов. «Если же пропаганда попадает в руки национальной аристократии, то нация, низведенная до уровня самой примитивной толпы, быстро поднимается до уровня своих исторических задач... Нация же, по сути дела, является толпой, введенной в рамки и управляемой. В нации энергетика толпы усмирена и направлена на строительство государства и преодоление кризисных явлений…

…Естественно, возникает вопрос, как можно объединить стремление поддерживать «культурную традицию, порожденную Православием» и «лишение русского человека всех форм смирения, созерцательности, непротивления» (которые традиционно относятся к главным христианским ценностям). Судя по всему, когда российские консерваторы говорят о поддержке православия как духовной основы российской национальной идеи, оно их интересует лишь в качестве национального символа, в качестве средства отмежевания от Запада (который у них отождествляется с католицизмом и протестантством). Вообще же тот тип человека, или «человеческий материал», о котором пишет С.Пыхтин, больше похож не на православного христианина, а на «белокурую бестию», «сверхчеловека» из социальной мифологии немецких национал-социалистов. Кстати, идея сверхчеловека не чужда и А.Кольеву: «Метафизическая цель русского мифа — переустройство Вселенной на началах человеческого естества, сверхисторическая цель — победа над смертью (победа над старостью и болезнями, телесное воскресение отцов) и создание Сверхчеловека — человека будущего».

Религиозные идеи так расплывчато заблудились, что иногда договариваются до очень странных вещей: «Религия и СМИ: Православие как русская национальная идея»: «Удача гражданских религиозных проектов зависит от удачи самого национального проекта. Удавшийся национальный проект – сбалансированная экономика, социальная справедливость, политическая демократия. Если этого не удается добиться, если национальный проект терпит крах – крах терпит и его гражданская религия. Гражданская религия в России возникнет только в том случае, если российскую (не русскую!) нацию можно будет объединить "во имя" каких-то ценностей, завоеваний и т.д. Если этого сделать не удастся, люди смогут объединяться только "против" кого-то. Тогда гражданская религия может переродиться в "антигражданскую" – то есть, в идею моноэтничного и моноконфессионального государства…

…Осталось рассмотреть вариант появления на основе православия подобной коммунизму глобальной идеологии. Приняв такую идеологию в качестве национальной идеи (слово "национальный", впрочем, лишнее), Россия могла бы привлечь внешних союзников и стать глобальным полюсом силы. Пока на основе православия выработаны две идеологии, выходящие за рамки "русской веры" и позволяющие найти сторонников во внешнем мире: панславизм и евразийство. Панславизм в последнее время изменился настолько, что превратился в вариант евразийства, ставшего единственной православной идеологией универсального характера.

Евразийство может привлечь много сторонников, так как позволяет укрепить связи между народами России и между Россией и бывшими республиками СССР. Поэтому самые разные политические силы потихоньку "растаскивают" евразийские идеи. Из евразийства заимствована идея союза "традиционных конфессий" в рамках официального национально-религиозного проекта. Евразийские идеи перехватывают и националисты, приглашая на свои мероприятия "правильных" мусульман, иудеев и т.д. На этом фоне влиятельная политическая сила, основанная на идеологии евразийства, прямо-таки блистает своим отсутствием».

Прямо таки блистает…

Интересно сопоставление русской национальной идеи с американским аналогом – американской мечтой:

Д.Кучеров «Америка dream и русская национальная идея»: «Мы говорим или нам говорят: "Мы живем в век осуществившейся американской мечты" или "Американцы осуществляют свою мечту". Эти фразы более содержательны, чем кажутся, ведь они бьют в точку, показывая самую суть: оказывается american dream можно осуществить, оказывается это вещь вполне плотская и реальная, доступная и достижимая... выходит, сегодня american dream №1, завтра american dream №2, потом american dream №3 и т.д.

Dream – это в конечном итоге то, что можно потрогать. Иначе и нельзя: не может же трезво мыслящий человек, умеющий подчинить свои желания поставленной цели, лишить себя счастья похвалиться еще одной победой – осуществленной мечтой – и не потешить свое самолюбие.

Итак, выдуманный, рожденный прагматичным мозгом временный план жестко и четко определенных однозначных действий по достижению конкретных реальных результатов – вот что такое american dream. Впрочем, это именно то, что порождено западным человеком и идеально соответствует потребностям этого человека. Человека, оставляющего все меньше и меньше сомнений в своем подобии потребляющему механизму, человеку, поправшему духовность, человеку, сознание которого уже давно порвало связь со Вселенной, увязнув в самом себе.

В условиях засилья и давления западных ценностей в России на нашу почву тащат все. В том числе и их dream. Бесчисленные разговоры о выработке национальной идеологии, всевозможные конкурсы, гранты... Но чему не бывать, тому не бывать! Russian dream – явление в принципе невозможное! И не то чтобы русский человек не умеет мечтать...

Наш вариант dream'а – это что-то вроде "каждый человек в своей жизни должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом". Но уже эта russian dream №1 несет в себе какую-то неприкрытую, откровенную, издевающуюся ложность: не может такое близорукое ничтожество сплотить и десятка русских людей. Разум, с точки зрения которого данный вариант вполне приемлем, как-то сам собою вытесняется разбуженным и неизвестно откуда взявшимся чувством, заставляющим тело невольно подрагивать, а губы – безмолвно подергиваться. Это подсознательное чувство какой-то безграничной вечности, изначально противостоящее хаотичности и переменчивости жизненных форм.

Наше естество требует чего-то постоянного и устойчивого, чего-то иного, нежели сменяющиеся маски, за которыми можно укрыться лишь на время. От всей их благоразумности и обоснованности беспрерывно несет болотной тиной. Мы можем увязнуть... в самих себе.

…Русскую идею не придумаешь и не выдумаешь. Сознание тут ничем не поможет, ибо Русская идея уже существует. К ней нужно идти, к ней нужно стремиться. Этот процесс стремления есть ни что иное как поиск предназначения – в самом широком смысле слова. Произведение уже написано. Нужно его читать, но читать не просто, а читать между строк – в самом прямом смысле слова. Искать по-русски – значит устанавливать контакт. Искать по-русски – значит искать сердцем».



Вполне реальное определение национальной идеи дает Иосиф ВАКС:



1 Определение понятия "Национальная идея "



Понятие "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ " в толковых и энциклопедических словарях встречается редко и, поэтому, в многочисленных трудах и публикациях она определяется по разному. Однако из этих, часто пространных, определений, как например, в "Современном философском словаре" (Панпринт,1998), можно сформулировать следующее более краткое:

"Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса - народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов ".

Национальная идея, как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок - партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в Национальной Идеи, выражающей волю большей части народа - титульной нации.

Нация не может существовать длительное время без национальной идеи - лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый, как это произошло в Израиле.

Поэтому, разумная власть в первую очередь должна быть заинтересована в наличии ясной, четкой, судьбоносной для нации, понятной и признанной большей частью населения страны национальной идеи, закрепленной в Конституции, Декларации Независимости и в Государственном Гимне. Эта Национальная Идея пропагандируется средствами массовой информации, деятелями литературы и искусства, на ней воспитывается подрастающее поколение в духе патриотизма - любви к своему народу и своей Родине, готовности защищать ее территориальную целостность и способствовать ее процветанию.

…Национальная идея меняется с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, обусловленные внутренними или внешними факторами. В этом случае Национальная Идея - корректируется.

Однако когда в жизни нации происходят резкие, часто неожиданные и болезненные перемены, и прежняя Национальная Идея становится неприемлемой, тогда возникает осознанная обществом, необходимость сформулировать новую Национальную идею -новые цель и смысл ее бытия.

Наконец, иногда у народа, нации есть одна, сложившаяся на протяжении веков, судьбоносная Национальная Идея, а у ее ВЛАСТНОЙ интеллектуальной элиты другая, прямо противоположная, Национальная идея. В первом случае примером являются - США, во втором - Россия , а в третьем - Израиль.»



Но все это анализ того, что было, а мы ищем идею для того, что будет.

С.Марков: «Нам нужна системная политика дружбы народов»:

«Нужно определиться с идеологией России как многонационального общества

В частности, есть два варианта многонациональных сообществ: плавильный котел или салатная чашка. Идеология плавильного котла предполагает, что все нации должны быть подчинены одной общности (советский народ, или американский народ или народ Франции), идеология салатной чашки предполагает, что нации не растворяются, а смешаны.

Плавильный котел значит, что нации не важны, а салатная чашка — что они важны и равноправны.

При первом варианте вы можете игнорировать, к какому этносу принадлежит ваш партнер, и говорить об этом неприлично. При втором вы должны это учитывать, и обсуждать это необходимо.

Если вы делаете плавильный котел, то нужно вести дела к ликвидации национальных республик. Если вы делает салатную чашку, нужно признать особую роль русского народа и считать борьбу против русофобии частью официальной политики России, как борьба против антисемитизма — официальная политика Израиля».



Вся история человеческой цивилизации дает нам массу доказательств, что наша планета это плавильный котел. Все исторические «салатные чашки» рассыпались, от некоторых даже черепков не осталось. Все рухнувшие империи, от Вавилона до наших дней – Рим, Византия, Российская, и пр. и др. – все были «салатными чашками». А СССР был плавильным котлом, и только усилия глупых и подлых правителей делали из него «салатную чашку», всячески потакали этому и враги СССР. Но все успехи советского народа – и победа в Великой Отечественной войне, и прорыв человеческой цивилизации в Космос, - это продукт советского «плавильного котла». И успехи США тоже базируются именно на этом. Нет ни одной нации, в которой были бы только плохие люди, как нет и такой, которая бы состояла сплошь из хороших людей. Нет ни одной религии, адепты которой были бы идеальными людьми. А для современного уровня развития человеческой цивилизации важно именно это – хороший человек или плохой (думаю не стоит здесь уточнять, что такое хорошо, что такое плохо, это довольно ясные понятия). И совсем не важно, какой этнос он представляет и какую религию исповедует. Поэтому «плавильный котел» требует от человека наличие определенных нравственных ценностей, соблюдения общепризнанной моральной этики и законов, оставляя национальные и религиозные особенности человека в качестве его личных приоритетов, с поправкой «твои права кончаются там, где начинаются права другого человека». Можно сколько угодно насмехаться над американской политкорректностью или над советским интернационализмом, но эти веселые люди даже не представляют себе, какого кровопролития удавалось и удается избежать этими принципами в многонациональных странах. Какие огромные ресурсы освобождаются для созидательной деятельности, а в странах, где этого не понимают, эти ресурсы уходят на гражданскую войну, или её недопущение. Именно непонимание важности этих факторов приводит к таким трагедиям, как геноцид армян в Турции в начале 20-го века, гитлеровский нацизм, убийство тысяч своих граждан Саддамом Хусейном с применением химического оружия и т.д. Наглядный пример «салатной чашки», разбившейся вдребезги – Югославия.

Страны – «плавильные котлы», буквально реализующие христианский принцип «нет ни иудея, ни эллина» находятся на прямом пути развития человеческой цивилизации, и добиваются несравненно больших успехов, чем «салатные чашки». Потому, что наша планета Земля сама всеобщий «плавильный котел». Все современные нации – продукт давно исчезнувших цивилизаций и народов, но не было бы их – не было бы нас. И наши сегодняшние нации и государства когда нибудь уйдут в Лету и ничего в этом страшного или плохого нет, мы дадим жизнь новому народу, народу планеты Земля. И этот народ, освобожденный от пережитков межнациональной и межконфессиональной розни, от противостояния государств с непомерными военными расходами, будет осваивать ближний, а потом дальний Космос. Человеческая цивилизация – космическая цивилизация, и несомненно, у России была Божественная миссия – вывести человечество в Космос. Интуитивно эту миссию России чувствовали многие мыслители и религиозные деятели, трудно было сформулировать эту миссию до Циолковского и полета Гагарина. И заслуга в том, что миссия выполнена, не только русских, а всех народов России. Видимо для этого понадобился многовековой труд наших предков по собиранию земель и народов, что бы в этом «плавильном котле» осуществился замысел Божий. «Плодитесь и размножайтесь» - эта заповедь абсурдна, если не понимать, что человеческая цивилизация крохотный зародыш жизни в необъятной вселенной, и нам нужны миллиарды миллиардов людей, животных, растений, всех представителей живой природы только что бы освоить и заселить ближний Космос, не говоря уже о Галактике. Если бы тот потенциал, который сейчас тратят государства на военные расходы в бессмысленном противостоянии друг с другом, тратить на освоение ближнего Космоса, на Луне уже бы были города. Время национальных идей прошло – нет, и не может быть на Земле отдельно взятого процветающего государства на фоне нищеты и страданий остального мира. Наша планета Земля во Вселенной как корабль в бушующем океане, или все вместе продолжим путь, или утонем. Мало люди, даже самые умные из них, задумываются о том, что запасов ядерного оружия накоплено столько, что можно несколько раз уничтожить Землю. И находится оно в руках людей, которые далеки от идеала, более того, нравственный уровень которых вызывает серьезные опасения. Почему я считаю правомерно называть идею космической цивилизации русской, отрицая возможность вообще каких либо национальных идей? Потому, что именно русская цивилизация привела человечество в Космос, и мы имеем полное право этим гордиться! Даже несмотря на горечь разочарования в коммунистической мечте, миллионы погубленных жизней невинных людей, весь позор тоталитарного режима, на бездарно затопленную станцию «МИР», - мы сделали это!!! Мы показали дорогу, а развитие человеческой цивилизации пойдет именно этим путем, потому, что другого попросту нет. И на этом пути мы были первые. Мы, новая историческая общность – советский народ. Да, государства нет, а народ есть. Часть его живет в России, часть на постсоветском пространстве, часть раскидало по миру. Но он есть. Как есть американский и другие народы. И слоган «Нет государств, есть города и люди!» и нет наций, есть народы, которые в будущем сольются в единый народ – Земляне, - все это недалекое и реальное будущее. И я готов на любом уровне в порошок стереть любые аргументы против сказанного, кто бы не был моим оппонентом – академики, теологи, и пр. и др. Потому, что оспаривать этот путь могут только представители каких либо групп, больших или нет, но всегда преследующие свои, групповые интересы. Причем в ущерб всему остальному населению планеты Земля.

В своей книге «О современном рабстве в России» я дал более полный анализ и больше аргументов, но эта статья и так получилась большой, поэтому ограничусь сказанным, а если возникнет дискуссия, продолжим.

30.06.2008г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment